• +7-961-503-21-52 +вотсап
  • info@prof-standard.ru

Разъяснение по профстандартам

Профессиональные стандарты будут обязательны для всех работодателей, а не только для госкомпаний

Госдума на заседании 24 апреля 2015 г. сразу во втором и третьем чтении приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, которые меняют понятие «профессиональный стандарт» и определяют порядок применения профстандартов. Согласно изменениям с 1 июля 2016 г. все без исключения работодатели будут обязаны применять профессиональные стандарты, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Изначально Минтруд России разработал проект федерального закона с поправками только в одну статью Трудового кодекса РФ — 195.1. Это было сделано по поручению Президента России от 26.12.2013 № Пр-3050 в целях законодательного закрепления обязательности применения некоторыми организациями профессиональных стандартов (сейчас их применение носит рекомендательный характер, за исключением тех должнос­тей, которые предусматривают льготы или ограничения).

Когда этот законопроект (№ 537948-6) был внесен правительством в Госдуму, он вызвал вполне понятные опасения и тревогу у многих работодателей. Однако после ознакомления с текстом и уточнения деталей большинство компаний вздохнули с облегчением: выяснилось, что большей части работодателей инициатива не коснется. Но все обернулось иначе.

Профстандарты будут обязательными для всех работодателей, а не только для госсектора

Дело в том, что первоначальная редакция проекта устанавливала обязанность применения профессиональных стандартов именно только теми организациями, а отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%.

Однако в процессе рассмотрения законопроекта почти в течение года (внесен в Госдуму в июне 2014 г. и принят в первом чтении 19.09.2014), он преобразился до неузнаваемости. В частности, действие нормы об обязательном соблюдении профстандартов распространили на всех работодателей. А чтобы не вызывать лишних дискуссий, депутаты решили принять проект в новой редакции сразу во втором и третьем чтении. И проект стал законом. Теперь его осталось только одоб­рить Совету Федерации и подписать Президенту РФ. В том, что это произойдет, сомневаться не приходится.

В частности, в заключении Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов (ответственный комитет по законопроекту) указано, что на законопроект поступило 12 отзывов законодательных (представительных) и 30 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, все эти отзывы положительные. Но отзывы-то давались на проект в первоначальной редакции. Несмотря на значительные изменения в тексте, с новой редакцией законопроекта органы государственной власти, а также бизнес-сообщество ознакомлены не были. Их мнением не интересовались при принятии проекта в двух ключевых чтениях.

Так тихо в трудовом законодательстве произошла небольшая революция, которая с 1 июля 2016 г. изменит жизнь всех работодателей.

Любым нормативным правовым актом власть сможет обязать работодателя применять профстандарты

Сейчас уже можно с уверенностью сказать: то, чего так опасались, случилось. Возможно, уже в ближайшей перспективе бизнесу придется учитывать новые требования при приеме на работу сотрудников самых различных специальностей.

Прежде всего необходимо разобраться в том, что представляют собой профстандарты и какие задачи они призваны решать.

Согласно действующей редакции ТК РФ, профстандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

В пояснительной записке к проекту сказано, что профстандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследование, производство, проектирование, обслуживание). При этом описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

В соответствии с действующей редакцией ТК РФ порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 195.1 ТК РФ). И такой порядок установлен Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23; далее — ­Правила).

Проект № 537948-6 в первоначальной редакции не предусматривал изменений этого положения. Однако принятый в третьем чтении текст проекта отличается от первоначального, в частности, тем, что он вводит в ТК РФ новые статьи — 195.2 и 195.3, первая из которых посвящена порядку разработки и утверждения профстандартов, а вторая — порядку их применения. И если в части разработки и утверждения ничего не изменилось, то порядок применения теперь установлен самим Кодексом, а полномочия правительства в этой части изъяты. То есть с момента вступления в силу ст. 195.3 ТК РФ будет действовать следующее правило: если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Напомним, что согласно действующей редакции Правил профстандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

С вступлением в силу ст. 195.3 ТК РФ эта часть Правил фактически утратит силу.

По новому порядку обязать работодателя применять профстандарты можно будет путем принятия любого нормативного правового акта. Тем самым нельзя исключать риск того, что для каждой профессии будут хаотично появляться такие акты, их инициаторами и разработчиками будут выступать разные министерства и ведомства, что повлечет сложности как при отслеживании проектов, так и при последующей систематизации и применении на практике уже принятых актов.

Каждую строку должностных обязанностей придется проверять на соответствие профстандартам

Еще один немаловажный момент, который изменился в процессе рассмотрения проекта Госдумой, связан с понятием профстандарта. Как уже упоминалось, профстандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Первоначальная редакция проекта не вносила изменений в это понятие. В финальной же версии появилась оговорка о том, что в профессиональный стандарт включается в том числе выполнение определенной трудовой функции. Чем это грозит?

Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Значит, можно предположить, что работодателям придется проверять не только соответствие квалификации работника осуществлению конкретного вида деятельности по определенной должности, но и каждой обязанности, прописанной в трудовом договоре и должностной инструкции. Трудовая функция у должностей с похожими или даже одинаковыми названиями может отличаться.

Кроме того, в небольших компаниях нередко работники отвечают не только за свою непосредственную зону ответственности, но и за смежные вопросы (например, секретарь может выполнять функции кадровика или помощника бухгалтера). И вопрос о том, как поступать работодателям в таких случаях, пока остается открытым.